Izbirkom@72to.ru

     _

18.06.2019

Вниманию участников избирательного процесса!

29 мая 2019 года подписаны и опубликованы федеральные законы № 102-ФЗ «О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ), № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) и № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 104-ФЗ).

Федеральным законом № 104-ФЗ внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе, в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ). Наиболее принципиальные новации, введенные Федеральным законом № 104-ФЗ, заключаются в следующем.

1. В Федеральный закон № 67-ФЗ внесены изменения, связанные с реализацией активного избирательного права граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, но имеющих регистрацию по месту пребывания.

Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, но имеющие регистрацию по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа (округа референдума) не менее чем за три месяца до дня голосования, наделяются правом быть включенными в списки избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации по месту нахождения при условии подачи ими заявлений в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ (при использовании механизма «Мобильный избиратель»). Такие избиратели при проведении выборов депутатов законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, исходя из смысла Федерального закона № 104-ФЗ, получают два избирательных бюллетеня: по единому избирательному округу и по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Вместе с тем, указанная новация не затрагивает вопросов наделения активным избирательным правом граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания, а также наделения активным избирательным правом различных категорий граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, в случае неприменения на соответствующих выборах механизма «Мобильный избиратель».

2. Изменениями, внесенными в статью 17 Федерального закона № 67-ФЗ, уточняется порядок реализации активного избирательного права (права на участие в референдуме) гражданами, работающими вахтовым методом. Установлено, что при наличии на выборах механизма «Мобильный избиратель» избиратели и участники референдума, работающие вахтовым методом, не имевшие возможности подать заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее 14.00 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Одновременно установлено, что такие избиратели, участники референдума наряду с иными перечисленными в соответствующих положениях Федерального закона № 67-ФЗ категориями избирателей, в случае совмещения дней голосования на соответствующих выборах, референдуме с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме, включаются в список избирателей, участников референдума на указанных выборах (при наличии активного избирательного права).

3. Федеральным законом № 104-ФЗ дополняется статья 22 Федерального закона № 67-ФЗ в части регламентации проведения проверки в отношении лиц, назначаемых членами избирательных комиссий, об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении указанных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Указанную проверку будут осуществлять соответствующие федеральные и территориальные органы исполнительной власти (Министерство внутренних дел Российской Федерации).

4. В пункт 6 статьи 63 Федерального закона № 67-ФЗ внесено уточнение в части использования наименований политических партий при размещении их в избирательном бюллетене, что соответствует пункту 10 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ. В избирательном бюллетене помещаются не наименования избирательных объединений, а наименования политических партий.

5. В целях расширения возможности принятия решения о проведении контрольного (ручного) подсчета голосов на участках, на которых применялись технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования, установлена возможность принятия такого решения не только Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но и комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум.

6. Федеральный законодатель наделил законодателя субъекта Российской Федерации правом устанавливать срок полномочий участковой комиссии, который не может составлять менее одного года и быть более пяти лет. В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона № 104-ФЗ такое регулирование может быть применено по окончании срока полномочий действующей участковой комиссии, а также в отношении вновь создаваемых участковых комиссий. При этом соответствующие изменения в закон субъекта Российской Федерации могут быть приняты до окончания срока полномочий участковой комиссии, однако их вступление в силу должно быть обусловлено вышеуказанными обстоятельствами.

Кроме того, федеральными законами № 103-ФЗ и № 102-ФЗ в городе федерального значения Москве предусмотрено проведение двух экспериментов: по созданию в Москве цифровых избирательных участков для голосования на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва, которые должны состояться 8 сентября 2019 года.

Оба эксперимента, предусмотренные федеральными законами №№ 102-ФЗ и 103-ФЗ, направлены на создание дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации.

При этом избиратели, имеющие право участвовать в дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в голосовании на региональных выборах (выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), но находящиеся в день голосования на выборах за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, смогут реализовать свое право путем голосования на цифровых избирательных участках в Москве.

В соответствии с Федеральным законом № 102-ФЗ перечень цифровых избирательных участков определяется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на основании предложений Московской городской избирательной комиссии.

Для участия в день голосования в голосовании на цифровом избирательном участке избиратель подает заявление о включении в список избирателей на цифровом избирательном участке в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ только с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва будет проводиться в нескольких одномандатных избирательных округах города Москвы, определяемых Московской городской избирательной комиссией. Для организации и проведения дистанционного электронного голосования, установления его итогов будут сформированы специальные участковые избирательные комиссии по дистанционному электронному голосованию (по одной в каждом округе).

Дистанционное электронное голосование будет осуществляться избирателями с помощью специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы, без использования бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе.

Обращаем внимание на то, что избиратели Тюменской области принимать участие в данных экспериментах, проводимых в городе федерального значения Москве не будут, поскольку в единый день голосования 8 сентября 2019 года на территории нашего региона избирательные кампании по дополнительным выборам депутата (депутатов) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, а также по выборам Губернатора Тюменской области проводиться не будут.

С информационным роликом, посвященном презентации «цифровых» избирательных участков, состоявшейся 13.06.2019 в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, можно ознакомиться по следующей ссылке в сети Интернет: https://yadi.sk/i/T9CAcfhGeL6taQ.


Возврат к списку